Рада нашей новой встрече в рамках нашего проекта об искусстве Скандинавии. Я хочу представится еще раз – меня зовут Antonia Høуbakk, я художница, проживающая в Норвегии, и у меня славянские корни.
Сегодня речь тоже пойдет о современном искусстве Скандинавии, так как я занимаюсь изучением истории искусства, а также веду художественную практику.
Итак, усаживайтесь поудобнее на свой мягкий диванчик или в уютное креслo, а в Норвегии именно он – диван – является центром «охюгения», и мы окунемся в мир искусства. А чтобы вы уж совсем почувствовали норвежский вкус, вам нужно совсем немного – превратить свой «hyggekrok», что означает «уголок уюта», в настоящий релакс-центр. Для этого вам понадобится совсем немного вещей – плед и несколько мягких текстильных или вязанных подушек. Вот и все! Укутавшись пледом и откинувшись на подушки, мы чувствуем себя, как в норке, где тепло, уютно и безопасно.
Наверное, это ощущение пришло к нам еще с древних времен, когда люди жили в пещерах, прижавшись друг к другу, и пытались сохранить тепло. Вот и в составляющей философии норвежского «Хюгге» есть всего два слова: простота и скромность. Другими словами – минимализм, не зря вскоре даже появился стиль – скандинавский минимализм. Итак, сегодня мы поговорим об очень эпатажном и самом продаваемом художнике в Норвегии – о Харитоне Пушвагнере.
Его историю жизни часто называют «историей падшего ангела». Жизнь его была наполнена падениями на самоe дно ада и необъяснимыми взлетами…
Его картины разлетелись, как осенние листья в городском саду. И обскакала его по продажам только сама королева Норвегии Соня. Это очень талантливая личность и художник, и этой темы мы тоже коснемся в следующих выпусках.
По количеству проданных работ Соня перегнала Пушвагнера, а вот по цене нет – ей его не догнать. Самая дорогая работа Харитона Пушвагнера была продана за 1.3 млн. крон.
Кто же он – этот «Падший ангел»?
Харитон Пушвагнер – это действительно феномен. Он является одним из первых создателей графических романов-картин в мире, где царят анархично артистические, немые, многослойные, аллегорическо-визуальные истории, рассказывающие о событиях 20 столетия.
Нет сомнений в том, что Пушвагнер – загадка, и шум вокруг его произведений не утихает и по нынешнее время.
Итак самое время приоткрыть занавес истории…
До определенного времени о нем вообще никто ничего не знал, и его нашли в прямом смысле в “канаве”.
Харитон Пушвагнер – не его реальное имя. Его имя Терье Брофос. Он родился в Осло в 1940 году примерно через месяц после того, как немецкая армия вторглась в страну, в «не очень благополучной семье» сказали бы мы так сейчас, так как его отец имел проблемы с алкоголем и семья распалась.
Из своих детских воспоминаний он помнит, как старшие мальчишки посадили его на санки и столкнули под колеса автобуса. Его родители и врачи думали, что он умрет после такого столкновения, но он выжил. Ему еще предстояло пережить наркоманию, алкоголизм, бедность и бездомность, чтобы в итоге мы говорили о нем, как об одном из важных современных художников Норвегии.
Существует жуткая символика его трудного детства и воспитания. Может быть, она врезалась в его мозг, когда его сбил автобус. Сейчас сложно знать это наверняка.
Терье учился в школе Дизайна и Искусств (она до сих пор функционирует), но не мог никак найти свое направление в искусстве, пока в 1968 году он не встретил знаменитого норвежского писателя Акселя Йенсена. В этом же году советские танки вошли в Чехословакию, и Роберт Кеннеди был растрелян.
Харитон и Аксель начинают жить и работать вместе. Они отправляются в путешествие, чтобы создать новую форму комиксов для взрослых, которые сочетают поп арт с желанием рассказывать истории, направленные на политическое изменение.
За 4 напряженных месяца на съемной квартире в Осло они разработали несколько сценариев комиксов.
Первый сценарий назывался «Побег из Вурнака». Пушвагнер нарисовал идиллический пейзаж, где солнце светило над двумя счастливыми людьми в набедренных повязках. На их земле не было дождя и они молились. И вот небо потемнело, но не потому, что наконец-то пошел дождь. Это был рой вражеских кораблей, атакующих планету. Вторжение загнало их в совсем неизведанный мир, где воображению была дана полная свобода.
Пушвагнер рисовал, а Аксель писал. Пушвагнер разработал совсем новый стиль стенографии. Позже частично был создан мультфильм по сценарию комикса. Музыканты и другие люди, заходившие к ним в гости, были поражены новым стилем Харитона.
«Soft City» – самое известное из творений Пушвагнера и Акселя – было придумано во Фредрикстадe. Пушвагнер нарисовал машину, выезжающую из туннеля, в которой водитель уставился на зрителей пустым и озабоченным аквариумным взглядом. Позже Аксель напишет на лобовом стекле “Soft”, что означает мягкий. Это стало модным словечком, которое гуру рекламы расклеивали на всевозможные товары потребления, а для Пушвагнера и Акселя мягкость была олицетворением отчуждающего общества.
Таким образом они работали над тем, что много лет спустя стало романом Пушвагнера «Мягкий город». Его тема – ирония механизации жизни. И именно сейчас его работы очень откликаются в нашем техновремени…
Они прожили вместе много лет в Осло, Стокгольме и Лондоне. Его друг и зять Aксель спас его как художника. Пушвагнер говорил: «Он превратил меня из нигилиста в человека с видением…»
Но постепенно жизнь Пушвагнера становилась все хуже и хуже. Он спал на кладбищах и в заброшенных домах, а чтобы выжить, продавал свои работы на улице. Через год он был на грани самоубийства – одинок, без гроша в кармане и совершенно обескуражен.
Его личная жизнь не сложилась, так как жить с непризнанным гением нелегко. После второго развода он падает настолько низко, что становится алкоголиком и наркоманом. Его агент воспользовался беспомощным состоянием Харитона, пообещав погасить долг в обмен на его 200 работ. А это целое состояние! И позже Харитон все же сумел отсудить некоторые свои работы в суде, когда они уже оценивались в десятки миллионов крон. Жизнь в подарок ему дала еще один шанс – человека, который помог ему и в последние годы даже был его агентом. Это был обычный водитель, под капотом которого спал Пушвагнер, когда был пьян.
Его творчество понятно не всем. И оно действительно необычное.
Этим-то и интересно современное искусство – тем, как художник видит мир. А Пушвагнер в его издевательской манере выворачивал все проблемы общества наизнанку. Пытаясь добиться мировой истины, он попадает в постоянные передряги, cуды, вытрезвители, борется со всемирным злом и создает ГЕНИАЛЬНЕЙШИЕ КОМИКСЫ.
Слава и истина находят таки Харитона Пушевагнера. Правда не так, как он это ожидал…