Я часто пишу и говорю о том, что заедание и переедание имеют корнем своих проблем тот факт, что современная еда – сильнейший наркотик. Ну, то есть, в целом, любая еда – немножко наркотик. Ее нахождение и употребление стимулируется в нашем мозге выбросом дофамина. То есть – удовольствием.
Но еда со сладким вкусом и просто большим количеством углеводов (особенно “быстрых”, включая фрукты и молочные продукты), да еще и если в сочетании с жиром и солью – вызывает наибольший прилив дофамина. То есть – наиболее аддиктивна и именно на ней люди “сидят” чаще всего.
Важно заметить, что, как и в случае с другими веществами (кофеином или кокаином, например), люди восприимчивы к еде по-разному.
Вероятность того, что у человека разовьется пищевая зависимость, зависит от многих факторов:
- генетической предрасположенности
- психических травм
- условий жизни и работы
- окружения и его привычек
Но, в любом случае, я считаю, что восприятие еды как наркотика очень полезно – оно снимает чувство вины. Если человек понимает, что это его мозг так устроен биологически, а не просто он сам слабовольный и жалкий – становится легче. Это первый и самый важный шаг в принятии своей ситуации.
А для дальнейшей работы я вижу аж три направления:
Первое – это снижение стимуляции. Точно так же, как невозможно продолжать быть алкоголиком, если в тебя не попадает алкоголь, так и невозможно оставаться шоколадоголиком, если в тебя не попадает какао.
Часто говорят, что пищевая зависимость – самая сложная в излечении. Потому что, в отличие от употребления внешних веществ, нельзя же вообще перестать есть!
И это правда. Но!
Совершенно точно можно вообще не есть все химически переработанные продукты, вызывающие гиперстимуляцию дофаминовых рецепторов. Также, как и конкретные пусть даже вполне себе цельные здоровые природные продукты, но которые явно стимулируют или напрямую триггерят переедание у данного конкретного человека (часто в этой роли выступают молочные продукты, к примеру, в силу своего состава и биологического значения как пищи).
Да, не всегда это просто сделать. Но, тем не менее, это очень важно – убрать всю гиперстимуляцию с глаз долой.
Второе направление – это развитие навыков саморефлексии. Это психотерапия, да, с одной стороны, и про это уже тоже проедены уши у всех и вся. Но я твердо уверена, что без нее – и без глубокого понимания причин собственных поступков – далеко не уйти.
С другой стороны – это ведение пищевого дневника и, в идеале, подсчет калорий. Вы удивитесь, насколько часто один лишь этот навык помогает решить многие проблемы со здоровьем! И да – с пищевым поведением зачастую тоже. Это ощущается так же, как наконец-то начать вести финансовый учет – сколько пришло, сколько ушло. Трудно? да! Страшно? Оооо да. Узнаешь много неприятной правды о себе. Но полезно? Невероятно.
И, наконец, третье направление (и ради чего я вообще вдруг взять написать этот пост). Это – снятие с еды статуса “то, что меня утешает/дарит удовольствие/спасает от скуки”. То есть – целенаправленное убирание еды из центра своих удовольствий от жизни. Нет, вы никогда не перестанете получать удовольствие от еды в принципе, это невозможно, это часть биологии человека.
Как это сделать, спросите вы?
В качестве ответа расскажу вам про недавно вычитанный мной эксперимент.
В опытах на крысах было установлено, что 9 из 10 крыс приобретали кокаиновую зависимость, если им предлагали пить воду с кокаином. При этом один профессор поставил этот эксперимент под сомнение, подчеркнув, что все крысы находились в клетках в полном одиночестве, и кокаин, разумеется, радостно становился их развлечением.
Тогда опыты повторили, построив изначально маленький крысиный рай, с игрушками, лабиринтами, вкусной едой и другими крысами. Результат? Крысы употребляли только около четверти от того количества наркотика, которые употребляли крысы в первом эксперименте, а зависимости не было вовсе.
Более того, когда крыс из первого опыта пересаживали в этот “рай”, то после проживания “синдрома отмены” у них были очень неплохие шансы полностью восстановиться.
В свете этого, не могу не вспомнить, как много лет назад, во время самого “черного” околобулимического своего времени, я даже тогда уже точно знала про себя, что, пока я активно танцую, общаюсь и флиртую – еда интересовать меня будет только как топливо, не больше. Но стоило мне остаться одной, да на своей ненавидимой работе….
Юлия Сианто
Нутрициолог-исследователь