„Стремиться стать самым крупным брендом — бессмысленно. Гораздо важнее стать самым уважаемым брендом.“ — Ричард Брэнсон
От редакции:
Наталия Найда
- основатель и руководитель школы, мастер-визажист международного класса, сертифицированный судья и тренер Украины по декоративной косметике (2006-2012гг);
- член судейской коллегии секции декоративной косметики Международных олимпийских соревнований “Невские Берега” (России, С-Петербург);
- многократный призер Украины по декоративной косметике;
- серебряный призер чемпионата Восточной Европы (2005, Россия, Москва);
- призер Чемпионата Мира по декоративной косметике (2006, Россия, Москва);
- мастер, судья и спикер международного класса;
- автор уникальной методики преподавания макияжа и теории по колористике и моделированию для визажистов.
Я всегда любила макияж… На себе, на подругах… Купить хорошую косметику в 90-х было совсем непростым делом, поэтому скудный ассортимент московских магазинов “Ванда” и “София”, польские (хотелось бы верить!) бело-перламутровые помады на руках у цыганок на Курском вокзале, многоэтажные наборы Pupa у перекупщиков – все шло в ход. Каждое мое утро, невзирая на день недели, начинался с макияжа: даже выйти в магазин без обводки глаз черным не представлялось возможным. Кстати, эти мои эксперименты никогда не оставались без внимания: успешно завалив экзамены в медицинский, я устроилась на работу в военный госпиталь санитаркой-уборщицей, и солдаты-санитары, делая ежедневно комплименты моим фиолетово-розовым или синие-зеленым глазам, добровольно драили за меня полы и отмазывали меня за регулярные опоздания.
Единственным безмакияжным временем оставалось лето – поступив через год на филологический, я на 2-3 месяца ежегодно уезжала в пионерский лагерь в Евпаторию, где однажды познакомилась со своим мужем, который, кстати, до сих пор говорит, что любит меня без косметики.
Он в Киеве, я в Москве. Нас хватило на год. Поэтому, выйдя замуж, я переехала в Украину.
Оставался последний курс института, встал вопрос о работе. Моя русская филология не была самым популярным предметом в независимой Украине, поэтому, подняв связи, мама мужа устроила меня в детский сад музыкальным руководителем. Это было прикольное время. Я, ни слова не понимающая по украински, и мои подопечные, только-только начинающие в принципе говорить. Я пела, как услышала, они повторяли, как могли… Спасало то, что родители детей, умиляясь, не сильно вслушивались в слова, ну и мое природное обаяние, конечно 🙂
Где-то через полгода к нам в гости заглянула одноклассница мужа и предложила карьеру в Mary Kay. Первые деньги в мое будущее вложил любимый свекор, сказав весомо: “Что бы ни происходило, бабы всегда будут хотеть быть красивыми”. С этим жизненным девизом и 200$ на покупку первой косметики я ринулась в бизнес.
Первый же год в Mary Kay показал, что бизнесмен из меня никудышный: я открывала все коробочки и баночки, перекрасила кучу знакомых и незнакомых девочек, испытывая при этом неописуемое чувство восторга, но мое неумение планировать, откладывать, а, главное, продавать, привело к тому, что количество косметики дома и желающих накраситься намного превышало реальные доходы. Мне очень нравилось слушать истории успеха, осознавать достижения других, но я быстро перестала видеть в этом движении себя.
И вот, на четвертом месяце беременности мы вместе с Юлией Ляшук решили предложить свои услуги в качестве визажистов ЗАГСам нашего города.
Я никогда не забуду свою первую невесту. Свои первые деньги за макияж я зарабатывала 3 часа, роскошный бюст девушки 6-го размера был несопоставим с диаметром единственного спонжа, который у меня был тогда.
Через пару месяцев я стабильно делала по 2-3 невесты в пятницу-субботу и, несмотря на мизерные суммы, страшно гордилась собой. Приходилось нелегко: чего только стоит борьба со вкусом части прекрасной половины того времени – иногда мне проще было сказать, что у меня нет черного карандаша и помады цвета фуксии, чем выполнять креативное видение себя невесты или ее подружки. В одну из пятниц меня неожиданно настигли роды… В субботу запись – 2 невесты… Понимая, что это вряд ли расстройство желудка, я убедила сестру мужа ехать работать вместо меня. Так, за 2 часа до роддома, я получила первого ученика, а первыми моделями для нее стали мой муж и моя свекровь.
На утро, показывая им из окна роддома свою малышку, я не очень понимала, чему же больше радуется моя золовка – рождению Маши или тому, что внешность двух невест не была испорчена.
Растущее количество свадебных заказов, маленький ребенок – все это привело к тому, что работать в одиночку я больше не могла. И я стала собирать команду.
Шесть долгих лет свадебный бизнес был моим основным источником дохода, пока душа все настойчивее не стала просить творчества.
Итак, душа просила творчества. Поэтому, услышав однажды от своей клиентки, что через день стартует Кубок Киева по парикмахерскому искусству, я, недолго думая, помчалась в ЗАГС и, захватив альбом со свадебными работами, ринулась… регистрировать на конкурс коллегу-парикмахера.
Почему не себя? Сложно сказать. Не считала себя талантливой, достойной, привыкла больше прикрывать тылы – наверное, так. Через час я уже отбивалась от Елены Войновой и доказывала ей, что про её талант должны узнать все. День подготовки, образы, собранные на коленке, не буду врать, не вознесли нас на ступень Олимпа, зато добавили азарта, и наша нескучная жизнь свадебных стилистов стала проходить от конкурса до конкурса. Мы все делали сами – штудировали Долорес, шили платья, зарабатывали для того, чтобы сразу потратить, и через 2 года Лена взяла четвёртое призовое. Настал мой черёд.
К этому времени я встретила Таисию Васильеву и через месяц после повышения квалификации выступила на Чемпионате Украины. Эту работу я запомню навсегда. Моя модель была визажистом и очень искренне хотела мне помочь. Поэтому она гордо взирала на судей исподлобья (иначе было видно, что криво) и сквозь склеенные верхние с нижними ресницы изо всех сил старалась держать лицо.
Ее усилия были напрасны – нас не оценили… Вернее, оценили по достоинству – никак. За следующий год весь семейный бюджет лег в пользу кейса и, наконец, я стала дважды серебряным призером Украины.
На мой вопрос “а что же дальше?” мне предложили участвовать в чемпионате Европы. Это было время нереальных долгов и фантастических мечтаний – в единственной паре джинсов, рубашке, одолженной у свекрови, я ринулась покорять Европу…
Моя команда свадебных стилистов росла, и как раз в этот момент на кастинг пришла Ксения. Ее работа на кастинге сильно отличалась от моего представления образа невесты и, читая в моих глазах грядущий отказ, Ксюша выпалила: “Я готова учиться!”
Учить? Накануне Европы?! А почему нет? Так моя суматошная жизнь заполнилась своими тренировками, Ксюшиными уроками и ее тренировками на Кубок Киева. Это была звездная осень: мы обе получили серебро!
А потом был… Чемпионат мира!
После Европы на Мир – логично, но совершенно абсурдно. Статус призера Чемпионата Европы принес не столько удовлетворенное самолюбие, сколько гору долгов и необходимость работать с утра до утра. Моя маленькая дочка говорила в саду, что ее мама работает по ночам – первый выезд к невесте мог быть в 04:00, а последний – в 16:00. Максимальный рекорд – 7 невест за день. А еще невозможность отдохнуть с семьей в выходные или лето… Все это потихоньку подтачивало мою искреннюю любовь к профессии и медленно, но уверенно портило мою личную жизнь. Но… Чемпионат мира – надежда надежд. Итак, решено – участвую. В коротких перерывах между невестами я рисую эскиз, подбираю модель (джек пот- Татьяна Фрейлик – однозначно была лучшей и благодаря ей в этот день не случилось всемирного позора!), шью наряд, корректирую все под руководством Таисии Васильевой – и в путь!
Чемпионат мира проходил в Москве. Не имея ни копейки за душой, я остановилась у папы. Но накануне конкурса, уже в такси, слышу от тренера: ночевать будешь в отеле, рано утром старт. С собой не было ни сменной одежды, ни даже зубной щетки! И вот такая, невыспавшаяся и слегка не свежая, я вышла на поле чемпионата…
В тот год случился коллапс – отменили работу на время. Но почему-то не сообщили про это всем странам. Поэтому, пока я трясущимися руками дорисовывала очередную линию, пытаясь успеть все за 25 минут, венгерка напротив медленно смахивала несуществующую пыль со своей идеальной работы…
Нас было много на этом Чемпионате… Амбициозных, талантливых, мечтающих о том, чтобы вырваться из быта и стать КЕМ-ТО. Возможно, не каждый получил задуманное, но со многими родилась настоящая дружба.
Когда объявили результаты, и я получила 4-е призовое место, я от счастья рыдала… Это потом я поняла, что второе – у той самой венгерки. А тогда весь мир был у моих ног!
Итак, Чемпионат мира позади, протоколы с удивлением изучены, но вера в судей-небожителей еще оставалась стойкой… Это сейчас, имея за плечами огромный опыт судейства на разных площадках, я понимаю кухню этой огромной махины под названием OMC, а тогда я была на десятом небе от гордости, что вошла в пятерку сильнейших в мире.
Призовое место на этом чемпионате тогда котировалось достаточно высоко: мне предложили преподавать в известном тогда учебном центре S&A group и судейство на украинских конкурсах и фестивале Невские Берега.
О том, как и где я начала преподавать, я расскажу чуть позже. Сначала про судейство.
Только тот, кто сам прошел все ступени, чувствует ответственность этого статуса. Меня часто спрашивают: а стоит ли выступать сегодня? Решение каждый принимает сам, но мой совет – вовремя останавливайтесь! Не нужно превращать свою жизнь в перевалочную базу от конкурса до конкурса. Но тогда атмосфера пьедестала пьянила, количество людей, доверявших мне свои творческие судьбы, росло. И я начала тренировать. Каждый созданный образ становился мощнейшим ростом для меня: я научилась чувствовать цвет, правильно ставить руку, грамотно объяснять, подчеркивать или утрировать пропорции.
Но главное – множилась моя команда. Мастера и модели… Мне кажется, что про многих из них я знаю все – настолько сильно мы были связаны. Сегодня многие – звезды нашей бьюти индустрии, а тогда я с восторгом наблюдала за их первыми успехами и победами. С кем-то мы дружим до сих пор, а кто-то предпочитает забыть, но гордо говорить всем, что учился сам – это личный выбор каждого. Но, поверьте, выступить в составе сборной Украины мечтали многие. Любимой площадкой для меня стали “Невские Берега”, и мне бесконечно жаль, что это время ушло. Сколько видели эти стены! Какая дружба теперь накрепко связала Киев, Питер, Ригу, Таллин, Москву, Вильнюс! Все не перечислишь и не расскажешь… Для меня “Невские Берега” – это люди. Построившие эту махину, умеющие дружить, быть честными – перед собой в первую очередь. Именно этого страшно не хватает сегодня…
И вот тогда, медленно, но уверенно я начала строить свою школу
Желание преподавать – это осознанный выбор для меня. Я целенаправленно шла в педагогический, ездила в пионерский лагерь, преподавала в школе. Когда я поняла, что макияж – это навсегда, я начала думать о том, как сохранить себя в ней и что для меня карьера в макияже. Главной мечтой оставалась школа.
Для меня преподавать нужно тогда, когда у тебя есть, что отдать, и ты очень этого хочешь. Именно поэтому в моей жизни были конкурсы, миллионы клиентов, съемки и огромный личный рост. После ЧМ передо мной встал выбор – преподавать в известном учебном центре или создать свой. Оба предложения были интересны. И я выбрала второй вариант. Его предложила моя на тот момент ученица, у которой уже была Студия макияжа от одного из украинских брендов. Я решилась! И жизнь завертелась в бешеном ритме. Мы не успевали решить многие важные вопросы между собой – настолько огромным спросом стало пользоваться обучение у нас. Украина, Россия, Германия, Штаты, Канада, Италия – откуда только не приезжали к нам студенты в первый же год открытия.
Уезжая, все отмечали не только уровень обучения (а мы уже тогда держали очень высокую планку), но и атмосферу, которая всегда царила у нас. Мы были одержимы: работали сутками, творили, побеждали, изобретали, влюбляли, ставили на ноги, благословляли, дышали творчеством.
Все это длилось около 12 лет. Мы обрастали мебелью, меняли адреса, выстраивали визуал, но при этом сохраняли себя. А потом в нашу жизнь пришёл бизнес…
Хотите верьте, хотите нет, но в первые годы работы школы мы были абсолютными аматорами – не думая о деньгах, очень хорошо зарабатывали, не выстраивая внутренний порядок, получали восторженные отзывы от студентов. Наверное, все-таки проблема была во мне – я категорически не хотела быть руководителем. Мне казалось, что вместе с отчеством и статусом придет недоверие и отчуждение. Так как школа быстро росла, мы нуждались в преподавателях. Выбирали, конечно, эмоциями, сердцем: лучший выпускник школы, талантливый визажист, перспективный мастер. Сейчас я разумом понимаю, что это ошибочно, а тогда мы не знали и не умели иначе. И даже, возможно, если бы тогда я имела сегодняшний опыт, я не сделала бы иначе.
Команда была для меня всем: друзьями, детьми, коллегами.
За годы партнерского бизнеса у нас трижды уходил коллектив. Каждый раз до слез, до истерики, до полного разочарования в себе. В то время я была максималистом: если не вместе, то никак. Обижаясь на весь мир, я, тем не менее, не делала выводов. Они пришли потом, во время создания преподавательского курса, вместе с принятием осознанности.
Я советую каждому из владельцев салона или школы подумать об этом. Мне помог в свое время курс Андрея Федорова “Папа бренда”. Каждое слово в нем – откровение. Но это сейчас. А тогда мы теряли и обретали, учили и учились. И все-таки это было классно!
Школа процветала во всех отношениях: много программ и запросов, поездок и обучений. Рос и магазин при школе.
Для развития магазина хотелось найти бренд, который ещё не был представлен в Украине и России. И когда мы, наконец, нашли настоящую французскую марку – радости не было предела. Новые возможности, эксперименты, творчество – казалось, все было возможно!
Они называли нас друзьями, вручили ключи от французского дома, зашли надолго в наше сердце и… разбили наш партнёрский тандем.
Я знаю, конечно, ПОЧЕМУ и КАК это произошло, но именно эту часть истории я хочу сохранить в секрете: ещё не отболело и не забылось…
Так бизнес победил 13 долгих лет работы, партнёрства, дружбы и научил одной простой истине: никогда ни на кого не рассчитывай. Только на себя. Тогда и отвечать будешь только перед собой.
Ну а тогда, два с половиной года назад, мы взяли с собой несколько стульев, старенький телевизор и рецепшен и ушли почти всей командой в новый проект. Так исчезла Школа Наталии Найда и родилась NaidaBeautySchool.