Заваривал себе сейчас чай. Очень захотелось мелиссу. Нашёл мяту. Вдохнул и понял, что ее и искал. А ещё вспомнил случай из детства, когда мне было 15 лет.
Я всегда любил мяту. Мог пить ее одну, ничего больше не добавляя. В подростковом возрасте большинство дней в летних каникулах проводил с бабушкой и дедушкой в деревне (для нас это было дачей), в доме старшей сестры моей бабушки. Звали старшую сестру Закия, мы же называли ее дау-апа (дау – старшая, апа – тетя; старшая сестра). В тот день в гости приехали ещё две бабушкиных сестренки: Джаухария (алма-апа – тетя-яблоко, самая младшая и самая хулиганка) и Чачак-апа – тетя-цветок (в ее дочь я был влюблён в детстве, писал на стенках своих шкафчиков Тимур + Гульнара, даже наши возраста писал 6 и 27 лет). Забегаю домой после катания на велосипедах с другом Зуфаром. Завариваю себе чай с мятой. Предлагаю им.
⁃ Мужчинам нельзя пить столько мяты. Силы не будет, – говорит бабушка.
⁃ Ерунда. Перестань, – прерывает ее Алма-апа. – Пей, сколько хочешь. Не слушай никого. Всегда делай так, как сам считаешь правильным.
С тех пор я все же слушаю, что говорят окружающие, но прислушиваюсь к тому, что внутри меня.
Помню свои ощущения, которые возникли после слов бабушки. Это было похоже на унижение. Словно посмеялись над моими желаниями, образом жизни, надо мной. Поставили под сомнение мою мужественность и силу.
А слова Алма-апы, наоборот, добавили мужества и уверенности, что мужчина – это не тот, кто не пьет мяту, и не тот, кто делает так, как ему говорят. А тот, кто действует из внутреннего ощущения правильности, даже если ошибается, но сам делает эту ошибку и сам несет за нее ответственность, никого в ней не обвиняя.
Это справедливо не только для мужчин – вообще для человека. К сожалению, я часто забываю об этом в отношениях с дочерью и начинаю гундеть и морализировать. Но замечаю, что лучше всего работает, когда я позволяю ей делать так, как ей хочется, предупредив о последствиях. Сначала она ерепенится (уж очень силен в ней бунтарский дух), а потом сама поступает правильно. Или не поступает. Но именно это для нее сейчас и правильно: набраться опыта, набить шишек, сделать выводы. А я, если что, рядом. Но не для того, чтобы сказать «я же говорил», а чтобы помочь справиться с последствиями выбора.