Скандинавия всегда и поныне считается загадочным и немного таинственным регионом, где согласно легендам обитают эльфы и валькирии.
Традиционно Скандинавия включает 3 страны: Данию, Норвегию и Швецию, а в некоторых источниках еще и Исландию, Финляндию и острова Северной Атлантики.
Прежде всего мне хотелось бы представится. Я – художница, проживающая в Норвегии, и у меня словянские корни. Скандинавия – необычный регион, и жизнь предоставила мне шанс
прочувствовать его изнутри, приоткрыть занавес его аутентичности и неординарности, и это неотьемлимо связано с искусством.
Свой путь познания мира искуства этого сурового региона я тоже начала изнутри – я поступила в Школу Исскуств в маленьком живописном городке Норвегии на западных фьордах под названием Alesund (о самом городе можно написать не один десяток статей, так как его история падения и расцвета заслуживает особенного внимания). Это были самые непростые. но самые интересные и незабываемые годы встречи со своими страхами и преодолением трудностей в языковом, культурном, творческом и, что уж тут говорить, погодном аспекте
тоже. Да-д, вы не ослышали, именно погода и природа здесь играет огромною роль, именно здесь, где течение Гольфстрим греет нас иногда, но всем балом заправляет все-таки Атлантический океан и горы.
Вы спросите, а как это собственно касается искусства? Абсолютно напрямую, – отвечу я вам.
Природа является одной из главных тем этого региона, будь то пейзаж или абстракция – ваши глаза отыщут этих героев повсюду. То же можно пронаблюдать с колористикой и палитрой – вы все чаще будете наслаждаться спокойными оттенками серого, синего с переходами в темные оттенки вплоть до черного. И, конечно, присутсвие белого цвета как источника света – обязательно. Здесь очень кстати можно упомянуть о Скандинавском стиле, а это – умеренность во всем, спокойствие, максимальная гармония в отношениях с другими людьми, с природой и с самим собой. И, что немаловажно, отказ от соревнований с кем-либо.
Если все-таки подойти ближе к теме искусства, то норвежцы обожают такн называемое “конструктивное искувство”.
И это все таки больше о ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ это изобразил или сотворил художник?
Это больше о том, что искуство должно оставлять после себя послевкусие, аналитику, если хотите, раздумие…
Я четко вспоминаю слова своего любимого куратора, художницы-перфоманс Terese Longva, которая на одном из семинаров, увидев очередную “красивенькую” мою работу сказала:
“Я не хочу видеть эти «красивенькие» работы, я хочу увидеть тебя в твоих работах, твою историю, твою аутентичность. Расскажи мне о себе, не произнеся ни слова, только твоими работами, картинами, инсталляциями, коллажами – всем, чем угодно, – но я хочу увидеть тебя реальную”. И тут я поняла, что мне предстоит очень увлекательное путешествие внутрь себя, моего рода, моей культуры и моей аутентичности.
На своем пути я стала встречать много удивительных вещей, людей и событий… Я так увлеклась, что одна из моих арт-работ, а именно большая инсталляция на тему второй мировой войны, была выбрана для групповой выставки в Осло. Я представляла свой город, и это был незабываемый опыт и встреча с огромным количеством неординарных творческих
людей, связанных одной страстью – искуством.
Огромное, сначала непонятное, потом захватывающее впечатление произвел на меня норвежский художник – Эдвард Мунк. Узнав, что его картина ” Крик” была продана на аукционе за 119 миллионов доларов, я поехала еще раз в Национальную галерею Осло, чтобы воочию увидеть эту работу. Я стала перечитывать его биографию еще и еще раз. И только тогда я
вспомнила его слова : “Я не верю в искуство, созданное не по зову сердца. Мои картины – это мой дневник. Я верю только в те картины, которые написаны кровью сердца!!” И уже стоя перед самой работой, я четко представляла, сколько горя и утрат перенес этот человек: сначала мама, потом его сестра Йоханна в 15 лет покинули этот мир, а позже сестра Лаура была помещена в психбольницу, папа впал в дерессию, в семье царило уныние, горе и
КРИК!!!
Мунк позволил себе показать мир человека, его мир, мир его радости, переживаний и эмоций – от животного ужаса до радостного восхищения.
Именно после таких работ и остается «ПОСЛЕВКУСИЕ», хоть оно и будет у всех
разное.