КЛЭР СИБОННИ
Исследователи обнаружили пользу танцев для здоровья людей, живущих с болезнью Паркинсона и Альцгеймера: от улучшения здоровья мозга до создания сообщества.
Сара Робишо из Торонто, одетая во все черное и сидящая на белом пуфике с тафтингом в своей просторной и залитой солнцем гостиной, преподает в Zoom группе из 80 студентов, вдохновленных современным балетом.
Танцовщица, тренировавшаяся в Большом театре, широко разводит руки в преувеличенных движениях под медленную кавер-версию песни группы Proclaimers «I’m Gonna Be (500 Miles)», пока ее ученики повторяют за ней.
«Мы просто начнем с легких покачиваний вперед и назад», — говорит она им. «Я хочу, чтобы вы представили, что к вашему запястью прикреплена нить, и кто-то тянет эту нить из стороны в сторону».
Многие из учеников Робишо тоже сидят. Более половины из них страдают болезнью Паркинсона и обычно передвигаются с трудом, но когда они пытаются повторить ее плавные и грациозные движения, у них появляется ощущение легкости.
«Это очень важно», — говорит Робишо, основатель канадской некоммерческой программы «Танцы с Паркинсоном», которая предлагает бесплатные ежедневные уроки танцев онлайн и лично. «Я занимаюсь этим уже 16 лет, и каждую неделю во время преподавания я мельком вижу одного из танцоров, и мне буквально приходится сдерживать слезы».
Благодаря растущим доказательствам того, что танцы помогают улучшить здоровье мозга и справиться с симптомами нейрокогнитивных и двигательных расстройств, включая болезнь Паркинсона, рассеянный склероз (РС), болезнь Альцгеймера, деменцию и даже черепно-мозговую травму, доступные танцевальные программы и специалисты по двигательной терапии во всем мире помогают улучшить жизнь миллионам людей.
Робишо убедилась в преимуществах на собственном опыте. После того, как в 2007 году она прошла инновационную программу преподавания в танцевальной группе Марка Морриса в Нью-Йорке, она начала танцами работать с болезнью Паркинсона, чтобы принести пользу своему сообществу в Торонто. Несколько лет спустя у ее дедушки диагностировали болезнь Паркинсона. К сожалению, он скончался в 2013 году из-за осложнений, связанных с болезнью, хотя Робишо танцевала с ним в доме престарелых до его последних дней.
«Эти воспоминания возрождаются каждый раз, когда я преподаю», — говорит Робишо. «Сострадание и забота, которые я испытываю к нашим танцорам, заключаются в том, что все они мои дедушки».
Недавно один из учеников Робишо, мужчина лет пятидесяти, который, прежде чем попробовать программу, был непреклонен в том, что танцы не для него, сказал, что теперь у него больше ловкости в руках и в целом он двигается более свободно. «Я не могу отрицать, как это меняет мою жизнь», — сказал он ей.
Ее ученики этого не воображают. Различные исследования показали, что занятия, направленные на развитие таких навыков, как баланс, координация, гибкость, креативность и работа памяти, могут улучшить симптомы болезни Паркинсона.
И для многих танец является одним из самых приятных и эффективных способов сделать это: исследование Йоркского университета 2021 года показало, что еженедельные занятия танцами улучшают двигательные функции и повседневную жизнь людей с болезнью Паркинсона легкой и средней степени тяжести.
Так чем же танец отличается от быстрой ходьбы или других аэробных упражнений ?
Танец как лекарство
Хелена Блюмен, когнитивист из Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке, говорит, что сложная умственная многозадачность, которую требует танец, одновременно задействует различные части мозга, что может привести к укреплению нейронных связей в разных областях мозга. По сути, танцы требуют больше «умственных способностей», чем простые повторяющиеся упражнения. Любой, кто когда-либо чувствовал непреодолимое желание подпевать любимой песне, знает, что сочетание музыки и движений, описанное одним исследователем как «двойная игра удовольствия», может поднять настроение и снять стресс.
Но на самом деле в мозгу происходит гораздо больше, когда вы пытаетесь следовать даже самой простой хореографии
В танце мы должны изучать закономерности, мыслить симметрично и асимметрично и запоминать последовательности. Эффект распространяется за пределы танцевального класса на реальный мир. Такие задачи, как перемещение по кухне или прогулка до автобусной остановки, могут стать более достижимыми, если рассматривать их как хореографию. Хотя ученые все еще изучают, как механизмы танца работают в мозгу, картина начинает проясняться.
В 2018 году исследователи из Университета Отто фон Герике в Магдебурге, Германия, провели МРТ пожилым людям, которые в течение шести месяцев участвовали в одной из двух программ: одна группа занималась танцами, а другая выполняла традиционную программу упражнений с ездой на велосипеде и силовыми тренировками.
Обе группы улучшили свой уровень физической подготовки, но у танцоров выросло больше белого и серого вещества в тех частях мозга, которые отвечают за когнитивные процессы, такие как рабочая память, внимание и мышление высокого уровня. Белое и серое вещество обычно уменьшаются по мере того, как мы становимся старше, что затрудняет реакции в мозгу и некоторые когнитивные задачи, такие как многозадачность и решение проблем.
Более того, у танцоров наблюдалось увеличение в плазме крови BDNF, белка, который, как известно, играет решающую роль в развитии пластичности мозга. Исследователи предполагают, что эти изменения в мозге способствуют большей нейропластичности, то есть способности мозга формировать новые связи и пути. Представьте, что ваш мозг подобен городу с множеством дорог и тропинок. Нейропластичность сродни способности города строить новые дороги, ремонтировать старые или даже менять направление движения в зависимости от того, как часто используются маршруты и что нужно городу.
Таким образом, точно так же, как города адаптируются и меняются со временем, чтобы удовлетворить потребности людей, наш мозг может перестраиваться и приспосабливаться на основе нашего опыта и обучения.
В другом исследовании, проведенном в 2022 году, Блюмен и другие исследователи из Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна обнаружили, что социальные бальные танцы по сравнению с ходьбой на беговой дорожке среди взрослых старше 65 лет были связаны со снижением атрофии гиппокампа — участка мозга, который является ключевым для памяти. Другими словами, центр памяти танцоров сокращается не так быстро, что потенциально замедляет прогрессирование заболевания Альцгеймераи улучшает общее качество жизни.
Подобные исследования показали пользу танцев при различных состояниях: от рассеянного склероза и болезни Хантингтона до аутизма и депрессии.
Танцевальная терапия может помочь даже людям с травмами головного мозга. Небольшое финское исследование с участием 11 человек с тяжелой черепно-мозговой травмой показало, что танцевальная реабилитация может улучшить подвижность, когнитивные способности и общее самочувствие.
Танец как принятие тела
Помимо физических и неврологических преимуществ, танец также может помочь людям, живущим с заболеваниями, принять то, что их тела могут и не могут делать. «Танец — это дружба с телом как катализатором самосознания, свободы воли, мотивации и принятия», — говорит Эрика Хорнтал, терапевт танцев и движений из Чикаго, клинический консультант и автор книги «Осознание тела: заново откройте для себя связь между разумом и телом».
По ее словам, вместо того, чтобы пытаться контролировать или «исправить» наше тело, танец направлен на развитие большего осознания тела и на движение на пределе наших возможностей, независимо от физических или когнитивных различий.
У Дании Бэйнс, 44 года, диагностировали рассеянный склероз в 2006 году, когда ей было около двадцати пяти лет, после того, как ее тело онемело от груди вниз. Спустя почти два десятилетия ее руки все еще немеют, и она страдает от сильного напряжения мышц и проблем с равновесием, из-за которых ей трудно стоять и ходить. Недавно она присоединилась к танцевальной онлайн-программе Университета Флориды для людей с рассеянным склерозом. Это не только улучшило ее координацию и диапазон движений, но и позволило ей преодолеть страх быть осужденной за то, как она двигается, как в танцевальном классе, так и в мире.
«Видеть, как другие люди движутся так же, как я», — говорит она, — «и знать, что мне не нужно быть профессионалом и супертехничной в танце или следить за тем, чтобы моя нога поднималась таким образом — мне было комфортно там, где я прямо сейчас».
Танец как сообщество
Возможно, одно из самых больших преимуществ танца — это чувство общности, которое создает танец. Танцы с другими людьми не только помогают людям чувствовать себя менее разными в своих способностях при неврологических и двигательных расстройствах, но также помогают бороться с одиночеством и социальной изоляцией, возникающей при жизни с хроническими заболеваниями.
Разрешение этих более широких связей является одной из причин, почему программы, изначально предназначенные только для людей с болезнью Паркинсона и рассеянным склерозом, стали доступны всем.
Вторя этому мнению, Левенталь говорит, что его поразило то, как много участников считают эти занятия спасательным кругом. С тех пор, как он начал преподавать более 22 лет назад, модель «Танец для ПД» была принята 300 сообществами в 28 странах мира. Некоторые, например, Индия и Южная Корея, включили в классовую модель свои собственные культурные танцевальные стили. «Они стали полагаться на это, поскольку это важная часть лечения их болезни Паркинсона. Это что-то, что они делают, потому что им нравится это делать», — говорит он, объясняя, что для многих участников танец стал жизненно важным для качества их жизни.
Тем не менее, исследователи говорят, что они лишь поверхностно понимают, как танец можно использовать в терапевтических целях. Необходимы более крупные исследования, чтобы подтвердить результаты небольших исследований, которые были проведены до сих пор. Также необходимы дополнительные исследования для выявления наиболее эффективных видов танцевальных движений и оптимальной продолжительности и частоты занятий.
Также неясно, кто выиграет больше всего с точки зрения возраста или прогрессирования заболевания. Те, кого не привлекают танцы, могут попробовать другие виды физической активности, стимулирующие мозг, такие как тай-чи или йога. Но для людей, которые просто одержимы идеей танцевать на публике, онлайн-классы позволяют легко танцевать, не выходя из дома — как будто никто не смотрит (многие участники онлайн-Zoom Робишо «Танцы с Паркинсоном» оставляют свои камеры выключенными).
Миссия Робишо в танце — создать чувство общности и семьи — настолько сильное, что иногда она берет программу с собой в дорогу и ведет занятия в домах танцоров по всему Онтарио. Где бы она ни преподавала, ее послание – это надежда: «Мы хотим, чтобы вы чувствовали радость, больше участвовали в жизни своего сообщества, исследовали безграничные возможности всю оставшуюся жизнь».
Источник: Reader’s Digest
Перевод с английского
Main photo by Rojan Maharjan on Unsplash
Иллюстрации Алии Гаре
Coffee Time journal
Твой журнал на каждый день!