Мне кажется, что только к концу второго дня пребывания в среде финских школ, после долгого разговора наедине с самой собой, начали оформляться какие-то ключи.
И самый первый, конечно, тишинаааааааа….
Внутренняя тишина. Рождаемая серым небом, строгостью архитектуры, сосновых лесов и скал, темно-красными кирпичными домами, как-то по особенному молчащими, холодным Балтийским морем. И даже птицы, птицы здесь как будто молчат.
И в этом молчании так хорошо. Так много всего собирается, склеивается, проясняется. Колесо, конечно, останавливается не сразу. Поначалу ты продолжаешь бежать и все ищешь вокруг все новые и новые впечатления… Но постепенно мозг привыкает. Одно за другим минималистичные классы детских садов и школ с безупречной мебелью и отсутствием всего лишнего перестают казаться пустыми.
В этой простоте, в этой внутренней тишине рождается созерцание себя и мира. И, наконец, венчает этот путь целостность. Ты обретаешь ее и успокаиваешься. Так тишина рождает и успокоение, и расслабление, и точку сборки. Ты останавливаешься, радуешься, наслаждаешься красотой момента. И вот – ты счастлив!
На полях
Григорий Соломонович Померанц рассуждал, как важны созерцание и тишина в образовании. “Томас Мертон писал, что научить созерцанию невозможно, как сделать человека ангелом. Но это не совсем так. Первые шаги можно сделать даже в детском саду. Ребенок чувствует целостность мира. Что дает глубину созерцания взрослому человеку? Прежде всего внутренняя тишина. Созерцание – это постоянная перекличка царствия внутри нас и царствия вне. Как говорил князь Мышкин: разве можно видеть дерево и не быть счастливым”…
Создать в образовании условия для переклички царствия внутри нас и царствия вовне у них получилось.
Хочется еще добавить фразу первого педагога, с которым мы встретились в Финляндии: “Самое главное? Мы никуда не бежим и никого не напрягаем. В школе дети проводят немного времени, но очень эффективно. Домашнее задание минимально.”
Свобода в образовании. Ключ второй.
Она на всех уровнях и рождена доверием.
- Свобода ребенка
На уроке математики в 9 классе совсем непонятно, кто учитель и где он. Кто строит графики функций на планшете, кто что-то решает, кто болтает, кто ногой качает. Атмосфера свободная и творческая. Минут через 10 находишь учителя. Она смеется громче всех. А тема так себе, вообще не смешная… Но дети заряжены!
И заряжены они везде. На ИЗО мальчик рисует в наушниках. Он ставит себе музыку, танцует, подходит к мольберту, делает несколько штрихов, продолжает танцевать. Это его свобода.
На уроке музыки играют большим оркестром, кто на чем.
Можно продолжать. Дух свободы везде – от столовой до учительской.
Встречаемся с учителями. Они говорят о важности состояния ребенка, о том, как сохранить его любознательность и настрой на обучение на ВСЮ жизнь. А это возможно только в свободе.
- Свобода учителя
Самый частый ответ на любой вопрос – “зависит от учителя”. Конкретный учитель решает все:
- Что, как и когда изучать;
- Сдавать ли хоть какие-то тесты или не сдавать вовсе;
- Сидеть на стульях или мячах или вообще стоять;
- Проводить урок 30 минут или 90;
- Использовать гаджеты или не использовать;
- Вести только для своего класса или объединить группы.
Только одно ограничение свободы педагога – он идет от ребенка! От его интереса, от его потребности, подхватывая его смыслы!
Никто никого не контролирует. Министерство образования не контролирует школы, директор не контролирует педагогов, педагоги не контролируют детей, родители не контролируют детей и педагогов и т.д. Методистов нет. Как можно контролировать, если чудо рождается в момент встречи педагога и ребенка?
От яслей до университета ни одна мышца не дрогнула ни у учителей, ни у детей, когда мы входили в класс. Дети продолжали заниматься (зашло 15 взрослых!), педагоги совершенно не переживали.
Полный круг доверия всех ко всем. Этот круг рождает настоящую и очень красивую свободу! Условие – качественная подготовка педагогов!
- Свобода родителя
Мне как-то ее не хватило. Хотелось бы больше.
На фото танцующий в наушниках мальчик. Посредине сидящего за партами класса. На мой взгляд, это высшее проявление одновременно и свободы ребенка, и свободы учителя.
Добралась до 3-го ключа: Сису
Слово впрямую не переводится. Но это про внутреннюю силу. Про стойкость, упорство и какой-то такой мощный фундамент, который не нуждается в проверке. Одно слово сразу про все: про решимость, выносливость, мужество, храбрость, силу воли и жизнестойкость.
Именно этот ключ дает возможность свободе быть в самом красивом ее проявлении. Вот в русской душе есть широта и загадочность, а у финнов – сису! Каждому свое.
Но как этот сису формируется и поддерживается?
Историю страны и природу никуда не выкинешь, конечно. Страна искала свою независимость столетия, природные условия закаляют дух круглогодично.
Но можно к этому по-разному относиться. Буквально в эту минуту дети в нашей школе возмущены, что зарядка сегодня в первый московский снег проходит на улице. Но и наши привыкают, за годы уличных и лесных зарядок я вижу прогресс!!!
Финские дети на улице всегда и в любую погоду. Вчера мы пришли в школу на большой перемене (25 минут). Все дети на улице (минусовая температура). Играют в настольный теннис (десяток столов), футбол, баскетбол, бегают. Бассейн прямо во дворе школы.
В детском саду вообще работа выстроена по принципу – половина детей гуляет, половина в помещении. Потом меняются. 1 раз в неделю лесные прогулки, в школе походы больше и чаще. Вообще ощущение осталось, что все школы и сады, которые мы посетили, находятся в лесах. Очень много природы в городе. От этого очень легко и радостно.
Я надела на себя всю одежду, которую привезла, они в футболках и тонких кофтах, купаются себе в Финском заливе и греются в сауне. Закаливание – очень важный инструмент формирования сису.
В целом, эта фундаментальная устойчивость такая мощная, что не нуждается в проверке. В стране нет олимпиадного движения, очень мало конкуренции и соревнований. Когда ты ощущаешь свою силу по-настоящему, тебе уже незачем соревноваться. Ты спокоен.
Вечером я ощутила всю мощь финской природы на себе, проводив группу и упав, наконец, в объятия леса и скал. Фотографии не передают, конечно, но попробую…
Ключ 4: Новые технологии в сочетании традициями. Технико-гуманитарный баланс.
Квинтэссенцией этого смысла стал разговор с учителем труда. Держа в руках медный черпак для сауны с деревянной ручкой, которую изготавливает каждый школьник в течение последних 100 лет, он подвел нас к 3D-принтеру (оборудование кабинета труда без комментариев). Есть и то, и другое. И новое, и старое. И к тому, и к другому относятся с уважением.
На уроках проекторы, планшеты, но тут же живое настоящее творчество и ручной труд. Мальчики-десятиклассники на уроке кулинарии (!!!) делают суши, на другом уроке шьют одежду – целый класс так и называется “I made my clothes”. В садах очень много творчества – прямо в группах стоят большие комоды со всем, что побуждает творить. Так ценно, что домоводство, труд, музыка, ИЗО – такие же предметы по важности, что и другие до самого конца обучения. Финская школа в общем-то сама – живая картинная галерея!. На уроке музыки один учитель работал с 30 (!) детьми – они играли на флейте первый раз! Включены были все тотально, галерка веселилась, подыгрывая на гитаре.
Проекторами оснащены все классы, они проецируют на доски все, что необходимо учителю, даже просто клеточки или таблицы, ноты из тетради, карточки, которые показывает учитель. Все очень удобно. Так как гаджет – инструмент, настоящий инструмент обучения, то это, как мне кажется, снимает вот эту самую страшную одержимость что ли. Мне кажется, нам надо всем быть в балансе.
Не отказываться от технического прогресса, а всячески его окультуривать. Человечество справится и выживет, если сможет ценностно догнать разогнавшийся не на шутку технический прогресс. И мне опять же показалось, что финские школы как раз делают это. Впервые в моей собственной душе произошло какое-то примирение. Не надо отвергать технологии, надо их одеть в ценности.
На фото все, что мне показалось интересным технологически – от умной урны на солнечных батареях, которая сжимает мусор и сигнализирует о заполнении до откидных кроватей и сушилок для варежек в яслях, классах, оборудованных мячами вместо стульев, всяких удобств для мытья обуви, одевания малышей и тд и, конечно, зарисовки с уроков.
И в завершении ключ 5: обучение на основе феноменов.
Я не до конца ощущаю значимость этого ключа для инновационного образования в России (так как вообще не понимаю, как можно по-другому обучаться), но на мой вольный комментарий на этот счет коллеги ответили, что так выстроено образование во ВСЕХ школах Финляндии. Я осознала, что в масштабах России это не так, а значит это КЛЮЧ!
Во-первых, стоит все же произнести задачи школьного образования в Финляндии. Важно, что мы общались за эти дни почти с десятком учителей из разных школ, и они все звучали в унисон:
- Самостоятельное критическое мышление и умение учиться;
- Межкультурная коммуникация;
- Забота о себе;
- Мультиграмотность;
- Компьютерная умения и навыки;
- Подготовка к трудовой жизни и предпринимательству (в том числе выносливость);
- Обучение навыкам активного участия в социально-общественной жизни.
Тенденция последних лет – решение этих задач через обучение на основе феноменов (явлений). Это такая глубокая проектная форма, ведущая к целостному познанию мира. Выбирается явление для изучения, собираются педагоги-предметники и понимают, что и как может быть изучено в контексте этого явления. Процесс обучения для школьника становится расследованием, где он обнаруживает все причины, связи, следствия.
Сейчас изучение феноменов – это значимая часть финского образования (несколько часов в неделю).
В монтессори-школах и во многих других инновационных школах России такой подход работает уже много лет и приносит свои результаты. На уровне начальной школы это достаточно просто организовать. На уровне средней и старшей есть над чем работать. Построить курятник, чтобы изучить квадратные уравнения, тренировать сочинение-рассуждение (яйцо или курица в конце концов), изучать основы экономики и понятно погружаться в биологию.
Как именно такой формат сделать ведущим для школы России?
Под занавес. Самое главное.
Можно, конечно, про людей говорить. Но сложно это. Поэтому про природу начну, а там как пойдет. Сидя сегодня на скалистом берегу северного моря, я любовалась и наслаждалась. Мох под снегом, красные ягоды рябины на фоне синющего неба, серебристые скалы, волны выстроены в строгие линии – все идеально, четко и безупречно.
Я очень остро чувствовала, что финская природа прекрасна, но мне милей … (королевич Елисей) наше русское ржаное золотое поле, окаймленное теплой зеленью леса, и веселая звонкая речка, бегущая с холма. Природа формирует нас, наш характер, смыслы. Тишина и холодное безмолвие Финляндии завораживают, но ведь мы-то сами другие. Наша тишина другая. Она рождена тихим позвякиванием колокольчика, улыбкой, теплом (солнечным или печки). У нас теплая тишина. Она не сравнится ни с какой другой (а вот азиатская тишина по суровости вполне сразится с финской).
Я думала все эти дни про русский путь в образовании, про пресловутый Восток и Запад, про то, что мы посредине. Особенно меня стало раздирать на части, когда я посмотрела ролик про другие сильные страны – азиатские (Китай, Корея, Сингапур, Япония) с противоположными финским методами (жесткой дисциплиной, удержанием задачи и тд). И вот тогда на этой растяжке я ясно увидела нас – нашу широкую загадочную русскую душу!
У нас тоже есть сису, но только когда позарез нужно (страну от Наполеона спасти, например)! Мы не всегда включаем этот волевой стержень, но тренировать его надо. А значит в нашем образовании должны быть вызовы! И мы это почти научились делать, спасибо Мария Миркес, Аркадий Цукер и все инновационное образование, готовое к этому и идущее в это.
Спорт, походы, закаливание, интеллектуально непростые задачи и форматы на стыке с физическими и социальными вызовами нужны школьникам 100%. У финнов тоже можно подсмотреть кое-что. Они идут на такие вызовы без стресса, дружа с природой и принимая ее неуютные предложения. Они в этом мастера. Но без фанатизма. Мы такими не станем, но укрепиться можем. Для начала начать гулять в любую погоду подолгу. И иметь в учебном плане 3-4 серьезных вызова на год, да маленьких регулярных еженедельно и ежедневно (бегать босиком по снегу, устраивать долгие прогулки в лесу с тематическим уклоном и пр., главное – вызов)!
Едем дальше. Мы, русские, любим делать что-то вместе или на энергии какого-то лидера. В этом есть и мотивация внешняя, и контроль (и тут мы вроде как к Востоку ближе), с песней и пляской, но потом, после общей сходки, как будто бы рождается и свой отдельный путь. Просто надо дать этому пути случиться. Чтобы и Данила мастер получился. А, значит, в классе должна быть и групповая работа с учителем или мощным лидером, и групповая работа без учителя, и свободная индивидуальная работа (когда я сам пробую себя). Да, мы, наверное, не чувствуем себя настолько свободными, как европейцы, и с доверием у нас не все гладко, но это не повод отказываться от свободной работы и проб отпустить контроль – это повод тренировать в этом себя.
Я более четко теперь вижу в этом путь. Четче, чем раньше. В работе с каждым ребенком на вот это осознание возможности идти на своей энергии, на своем внутреннем стержне. Без кнута и пряника со стороны. Быть лучшей версией себя по своей воле. В монтессори-классе для этого есть все условия, но теперь мне стало понятнее, как помочь ребятам, которые с этой свободой не справляются. Для начала хотя бы признать, что по менталитету мы другие. Признать и понять. А дальше и работать на групповой энергии, и на моей учительской и потихоньку-потихоньку прибавлять своей собственной свободы, наращивать свой путь, идти в свой космический план.
А на уровне нации работать с доверием – оно ведь начинается только с каждого! Про это надо отдельно говорить. Зреет. И как специально со всех сторон посыпались книги, фильмы, люди. И все про одно – про доверие!
Про тишину. Она должна случиться в образовании. И в нашем тоже. Вчера сидела в церкви тишины в центре Хельсинки – большое деревянное яйцо, в котором свечи и тишина. Думала, какой она может быть в школе? Печь ли ставить для Ивана-дурака или Ильи Муромца или царевну в какой терем под замок сажать? Шутки шутками, а ведь важна эта кристаллизация, это вызревание. Где и как его организовать? У финнов она в крови, в безмолвии и опоре на природу. Мне видится, что в нашем случае опора на природу нужна не меньше, но быть в ней можно по-разному. Не в тотальном молчании. В чем-то другом. В каком-то ее проживании что ли. И в работе на нее. Благо сейчас есть чем заняться. Сажать деревья, работать в заповедниках, звезды считать. Я вижу, как работает последний год в нашей школе мужской и женский клуб. Пусть это гендерный формат, но там ищутся эти точки опоры и точки тишины. И находятся. Надо продолжать искать.
Про технологии и проектную деятельность никаких ограничений нет. Опыт сильный. Надо просто брать и внедрять во все российские школы.
Столько мыслей внутри, внятно не ложатся. Рано еще видимо. Но путь наш особый российский мне виден. И я верю в него. Не меньше, чем в финский, китайский, корейский и американский. Верю всем сердцем и пониманием, что мы справимся. Я вижу свет…
Фото в тексте Юлия Никишина
Юлия Никишина
Монтессори-педагог, со-основатель инновационного образовательного центра «Земляне», автор книг "Босиком под звездами", "Путь педагога", соавтор программы «Обучение на природе»