Каждый декабрь, практически в преддверии Нового года, я начинаю думать о нем – прекрасном северном сиянии! Каждый раз хочется поскорее осуществить мечту и увидеть это чудо природы своими глазами.
Только не в этом году, когда есть некие ограничения в передвижении. В интернете много статей про северное сияние. В основном можно найти определение, лучший временной период и самые подходящие места для «охоты». Мы не смогли устоять перед небесной красотой, поэтому начали искать реальные истории, реальных путешественников. А кто ищет, тот всегда найдет.
Что такое северное (полярное) сияние?
Непредсказуемо красивое небесное свечение, внезапно появляющееся и точно так же внезапно исчезающее. Заряженные частицы солнечного ветра прорываются в магнитное поле Земли, сталкиваются с молекулами в атмосфере и образуют свечение зеленого, синего, красного и фиолетового цветов. Небесное представление не так просто увидеть: его появление зависит от природных условий и солнца.
Больше всего шансов увидеть красоту в период ноябрь-февраль. Подходящее время суток: 21.00-23.30. После полуночи отклонения в магнитных полюсах Земли выравниваются, так что вероятность снижается. Идеальная ночь для северного сияния — ясная и морозная.
Куда ехать?
- Исландия: Рейкьявик, маяк Grótta
- Норвегия: Тромсё
- Швеция: Абиску
- Финляндия: Лапландия
- Канада: Йеллоунайф
- Россия: Карелия, Мурманск
Реальные истории
Александр Меркушев (Мурманск, фотограф National Geographic Россия)
У меня как раз это любимое хобби – снимать северное сияние. У меня была одна “безумная” поездка на побережье Баренцева моря к заброшенному судну, которое потерпело кораблекрушение.
Про рефрижератор “Берег Надежды” узнал совершенно случайно, его хорошо видно с восточной части острова Кильдин. После увиденного был в поисках возможных забросок к данному судну. Вариантов здесь на самом деле было не много: морем либо зимой по тундре.
Безумным было бы добираться по морю, т.к море осенью неспокойное, а весной тем более + навигация открывается с конца февраля, а мне хотелось там пожить какое-то время. В итоге добирались на снегоходе с Североморска. То еще приключение, я вам скажу, особенно когда небо и земля сливаются из-за снежных зарядов. Были ситуации, когда переворачивались, падали. Зато 2 часа – и ты на месте. Заброски все осуществлялись в марте из-за хорошего “наста” в тундре.
Упущено много моментов, самый элементарный – это защита от дикого зверя. При осмотре территории наткнулся на медвежий помёт, подумал медведь-шатун. А меня предупреждали! К тому же воображение всегда играло злую шутку, всегда казалось, что кто-то крадется в палатку… А это был ветер. (Спасался от таких мыслей mp3 колонкой)… Третья вылазка была с Сергеем Дегтяревым в 2018 году. Остались на память отличные бекстейджи, за что ему огромное спасибо. А летом 2019 года судно начали утилизировать.
Вы сами устраиваете себе такие путешествия?
Да, моей целью было снять судно с северным сиянием. Я очень увлёкся этой тематикой – именно с брошенными судами, но к ним очень сложно добраться.
А как вы начали фотографировать? И почему выбрали такую тематику? Она довольно уникальная и очень целевая.
Увлекся я ей очень давно, примерно в 2010 году, когда снимал ночной город. Удалось снять северное сияние. Отсюда и пошло это увлечение/изучение.
Вы планировали поездку или она выдалась спонтанной?
Это произошло неожиданно, как всякое чудо, которое слишком устал ждать. Мы уже ехали в аэропорт, возвращаться в бесснежную Москву, я дремала на переднем сидении, вытянув вперёд загипсованную ногу. Ночная дорога всегда по-особенному прекрасна и притягательна. Едем, вокруг горы, звёзды видно, небо большое и тёмное, и вдруг как-будто кто-то «с той» стороны разрезает его, и зелёная змейка медленно и уверенно выползает к нам.
– Что это? – спрашиваю я, зачем-то делая вид, что не понимаю 🙂
– А, это… да так, северное сияние, – преспокойно отвечает мне местный водитель.
– Остановитесь, пожалуйста!
Дальше мы просто вылетаем из машины и какое-то время молча проживаем каждый своё.
– Холодно. Пора.
Маршрут: Из Москвы в аэропорт в Апатитах прямым рейсом. Оттуда на такси до Кировска 30 минут.
Дмитрий Оскин (артист эстрады и кино, заслуженный артист Украины)
Видел северное сияние неоднократно во время гастролей: в Мурманске, Воркуте, в Печоре, в Анабере – это заполярье. Все было зимой: январь, февраль месяцы. Холодно было очень, где-то приблизительно 45-47 градусов.
Ярких, цветных, как в фильмах и мультиках – никогда не видел. Но это очень красиво! При большом морозе и при ясном небе. Обязательное условие, конечно, ясное небо. Очень красиво! Вот это были 90-е годы, поэтому снимать ничего не мог, не было чем. Гастролировал с российскими артистами, с Винокуром, Глызиным, Буйновым, Муромовым… Очень похоже было на то, что где-то из труб идет дым. И такой зеленовато-серый. И он буквально стелется по небу.
Елена Ермолина (Карелия, фотограф)
Северное сияние изменило мою жизнь!
Впервые увидев это волшебство чуть больше года назад, я начала заниматься фотографией. Настолько поразило меня это зрелище, что я решила научиться фотографировать, чтобы на снимках отразить, хоть и в небольшой степени, всю красоту северного сияния или, как его называют, дыхание ледяного дракона.
Вчера только завершили наше путешествие на Кольский полуостров в погоне за северным сиянием и сказочными розовыми закатами и рассветами! В качестве гида я выступаю уже не в первый раз. До этого возила по Карелии.
Чтобы наслаждаться волшебными переливами и невероятными красками этого уникального явления, особой подготовки не требуется. Немного терпения и удачи – и перед взором откроется восхитительный танец богини Авроры.
Аврора – богиня утренней зари. Со времен древнего Рима её именем в зарубежной литературе называют полярные сияния. После того, как экспедиция Кука наблюдала сияния в Южном полушарии, к названию aurora borealis (северное сияние), добавилось aurora australis (южное сияние) и объединяющий их термин aurora polaris.
Что касается съемки, сейчас современные телефоны позволяют сделать неплохие снимки. Конечно, если требования к снимкам высоки, то лучше снимать на зеркальную камеру и со штатива. Предварительно найдя точку съемки, интересный ракурс, чтобы фотография получилась интересной.
Наблюдать сияние лучше всего на побережье и при ясном небе. Существуют программы, позволяющие отследить вспышки на солнце, благодаря которым появляется сияние, и свое путешествие запланировать “под прогноз”.
Однажды мы возвращались из экспедиции по Белому морю с Соловков на конечную базу в деревне Нильмогуба. Последний переход домой всегда тяжелый и длинный, потому что останавливаться уже смысла нет, ты всегда топишь, жжешь бензин, который можно уже не экономить, мечтаешь о том, что купишь в деревенском магазине (пиво, чипсы и йогурт, ееееее), у тебя всегда есть износ матчасти (сапог бы подклеить и на куртке бы липучку подшить, но уже финиш, поэтому идешь так, пока техдиректор не видит).
В общем, мы зашли на нашем моторно-парусном катамаране в знакомую каждой мелью, каждым водоворотиком морского порога Нильмогубскую бухту уже с последними сумеречными лучами исчезающего дня. Был август, и белые ночи закончились. На заходе мы смачно намотали на винт водоросли, успевшие вырасти в изобилии на дне бухты и заполнить фарватер за время наших странствий. Мы заглохли и минут двадцать, ругаясь и копошась в холодной воде, болтались в ста метрах от родного берега, очищая винт и препираясь, не проще ли на веслах. Мы ступили на сушу уже почти в темноте и осознали, что безнадежно опоздали в магазин. После заката знатно похолодало, как бы напоминая нам о том, что вместе с белыми ночами и комарами закончилось также и тепло – даже пар стал вырываться изо рта.
Мотивации на разбивание лагеря это не прибавило, мы забились втроем в крошечный предбанник дружественной бани, прямо в сапогах и куртках, зажгли толстую походную свечку, вместо несбывшихся чипсов достали немногочисленные надоевшие ништяки и принялись ознаменовать прибытие. Потом Митяй зачем-то вышел наружу, в холод, туман и морскую сырость. Потом он потребовал, чтобы мы вышли тоже – требование было абсурдным, но произнесено оно было таким тоном, что было понятно – надо идти. И мы вышли. И забыли про пар, холод, отсыревшие носки и не купленное пиво.